Гравюра Хокусай Кацусики «Gaifu Kaisei», также известная как «Pink Fuji», побила все мировые рекорды продаж японских гравюр, когда ушла с молотка за 609 тыс. долларов в Лондоне на этой неделе. 200-летняя гравюра продавалась как часть частной европейской коллекции на знаменитом аукционе «Кристи» и была приобретена покупателем вместе с другим творением Хокусая, которое также ушло за весьма круглую сумму. Источник, Автор: Kyodo News, 10.11.2007



«Если ты хочешь нарисовать птицу,

ты должен стать птицей.»

Кацусика Хокусай

Кацусика Хокусай ?? ?? ( род. 1760, Эдо (ныне Токио) - умер 10 мая 1849, там же в Эдо) - известный японский художник укиё-э, художник, иллюстратор, гравер. Работал под множеством псевдонимов. Один из самых известных в мире японских граверов. Родился Кацусика, как сейчас считают в квартале Варагэсуй, в районе Хондзё в Эдо (сейчас Токио). Настоящее имя художника - Токитаро, но на протяжении всего творческого пути он брал много различных псевдонимов, о некоторых из них до сих пор ведутся споры. Именем Кацусика Хокусай он, начиная с 1798, подписывал гравюрные листы и живописные работы, некоторые выполненные по заказу иллюстрации он подписывал псевдонимом Тацумаса, иллюстрации для коммерческих романов выходили под именем Токитаро, другие многотиражные гравюры и иллюстрации к книгам были подписаны Како либо Соробэку, еще о нескольких именах ведутся споры.

Восемнадцати лет Хокусай поступил на учебу к Кацукаве Сюнсё (1726-1792), известного художника укиё-э, он известен замечательными портретами актёров театра кабуки. В 1779 молодой Кацусика сделал небольшую серию портретов актеров, в ней уже тогда проявились признаки большого таланта.

1780 г. Кацусика Хокусай начинает работать как иллюстратор и сделает в течение жизни иллюстрации более чем к 500 книгам!

В 1791 художника пригласил издатель Цутай Дзюдзабуро сделать несколько гравюр. После смерти учителя Сюнсё в 1792 школу Кацукава возглавил ученик Кацукава Сюнэй (1762-1819), и Хокусай прекратил рисовать портреты актёров, по крайней мере пока искусствоведы не встречали их того периода.

Рождение своего стиля.

1793 - 94 года оказались переломными в творчестве Хокусая. Художник не стал потворствовать моде тогдашней публики, требующей привычных гравер в жанре укиё-э, и стал вырабатывать свой собственный стиль. Он взял некоторые приемы японских школ Римпа и Тоса, и первый также стал использовать перспективу европейской школы.

В 1795 году выходят его иллюстрации к поэтическому сборнику «Кэка Эдо мурасаки». Между 1796 и 1799 Хокусай делает много одиночных гравюр и альбомов. Последние - «суримоно» - эти выполненные на заказ оттиски имели огромный успех. Тут же другие художники принялись их имитировать.

В 1796 Кацусика стал использовать ставший впоследствии всемирно известным псевдоним Хокусай. Этим именем он, начиная с 1798, подписывал гравюрные листы и живописные работы, некоторые выполненные по заказу иллюстрации он подписывал псевдонимом Тацумаса, иллюстрации для коммерческих романов выходили под именем Токитаро, другие многотиражные гравюры и иллюстрации к книгам были подписаны Како либо Соробэку. В 1800, в возрасте 41 года, художник стал называть себя Гакэдзин Хокусай - «Безумный живописью Хокусай».

На глазах у всех.

Примерно с этого времени, хотя он жил в некотором отдалении от общества, Хокусай, завоевав определённый авторитет, часто демонстрировал своё искусство на публике. В 1804 на территории храма Эдо художник нарисовал изображение Бодхидхармы размером в 240 м.! Между 1804 и 1813 проиллюстрировал комические повести, т. н. «ёмихон», известных авторов Кёкутэя Бакина и Рютэя Танэхико. Ранние топографические листы являются началом нового понятия пейзажа в творчестве Хокусая. Это «Иллюстрированная книга обоих берегов реки Сумидагава» («Эхон Сумидагава рёган итиран») 1803 года, а также «Иллюстрированная книга Кёка Гора на горе» («Эхон Кёку яма мата яма») в трех томах, 1804 года. В них он пытается создать нечто совершенно новое. Альбом, переплетенный в трех томах, в традиционной манере показывает одну длинную панораму обоих берегов реки Сумидагава, начиная от Таканава и включая Ёсивара.

Альбомы и серии гравюр.

В 1812 начинается его тесная дружба с художником Бокусэном (1775-1824), в результате чего между 1814 и 1834 в городе Нагоя впервые выходила серия иллюстрированных альбомов в 15 томах «Хокусай манга» («Рисунки Хокусая»). Обойдя всю Японию, Хокусай не оставил ни одного мало-мальски интересного места без внимания. Так и появился сборник черно-белых рисунков, выполненных тушью, с видами Японии под названием «МАНГА». Она до сих пор дарит миру необычный взгляд Хокусая, запечатленный на бумаге. С тех пор, а точнее с 1814 года, термин «манга» прочно вошел в сознание японцев. Дословно он означает «картинка как попало», а в интерпретации самого художника переводится как «непроизвольные эскизы». Теперь название «манга» получают серии рисованных книг.

Знаменитая серия пейзажных гравюр «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов горы Фудзи») начала выходить в 1831 (работал над ней с 1829 по 1833). К стати, на самом деле, эта серия насчитывает 46 листов, а не 36, как указано в ее названии. Десять листов были добавлены художником уже после выхода серии в свет, когда она приобрела большую популярность.. Наиболее популярная гравюра этой серии - ""Волна в Канагаве"" - по числу репродукций в мире может соперничать с ""Джокондой"". В начале 1830-х гг. Хокусай выпустил серию гравюр «Путешествие по водопадам страны» (1827-1833). Параллельно были сделаны «Знаменитые мосты» (1827-1830), «Поэты Китая и Японии» (1830), сборники птиц и привидений, т. е. те работы, которыми он известен более всего в наше время.

Уединение на острове в Миура.

В конце 1834 непосредственно перед выходом его серии «Фугаку хяккэй» («100 видов горы Фудзи»), шедевра его книжной гравюры, художник покинул Эдо и в течение года жил в рабочем районе вблизи Урага на полуострове Миура к югу от Эдо. В это же время (в 1835 г.) начала издаваться его последняя, серьёзная серия гравюр «Хякунин иссю уба га этоки» - «Сто стихов в изложении няни» (Иллюстрации к сборнику «100 стихотворений 100 поэтов»). Всего к этой серии художник выполнил 28 гравюр и 62 эскиза тушью. Выход серии ксилографий к поэтической антологии «Хякунин иссю» был прерван не задолго до смерти после публикации 28 листов, выпуск серии так и остался незавершенным.

1836г. Кацусика Хокусай записывает: «Моя единственная цель - стать великим художником». «В 6 лет я старался верно передавать формы предметов. В течение полувека я исполнил очень много картин, однако до 70 лет не сделал ничего значительного. В 73 года я изучил строение животных, птиц, насекомых и растений. Поэтому могу сказать, что до 80 лет мое искусство будет непрерывно развиваться, и к 90 годам я смогу проникнуть в самую суть искусства. В 100 лет я буду создавать картины, подобные божественному чуду. Когда мне исполнится 110 лет, каждая линия, каждая точка - будут сама жизнь. Те, кто будет жить долго, смогут увидеть, что я сдержу свое слово»

Возвращение в Эдо. Нищета.

В 1836 художник вернулся в Эдо, когда город был разгромлен окрестной беднотой, и ему пришлось зарабатывать на пропитание продажей собственных картин. В 1839 в мастерской Хокусая случился пожар, уничтоживший все наброски и рабочие материалы. После этого Хокусай, по всей видимости, рисовал совсем немного, и практически не выпускал гравюр и книжных иллюстраций. Огонь оказался сильнее того, что для него было незыблемым...

1841 г. Кацусика Хокусай заканчивает «Иллюстрированный каталог воинов из кланов Минамото и Тайраг».

Вся жизнь художника лаконична как хайка о нем:

Родился в Эдо - Рисовал мир, проплывающий мимо - Умер в Эдо.

Кацусика Хокусай оставил после себя более 30 тысяч гравюр, живописных произведений и рисунков, около 500 иллюстрированных книг. Хокусай также создал значительное количество гравюр в жанре шун-га (откровенная эротика). Наиболее известная среди них - ""Сон жены рыбака"" - является классикой этого жанра.

Самым известным из его учеников, наверно, стал Тотоя Хоккэй (1780-1850), который иллюстрировал книги и «суримоно».

Еще есть не мало книг, которые иллюстрировал загадочный ученик Хокусая - Тоито, новые гравюры подписанные этим именем перестали появляться после смерти Кацусика. Многие искусствоведы, изучая технику и приемы, пришли к выводу, что это совместные работы Хокусая и его ученика Тотоя, а имя образовано из какой-то сокращенной игры слов их имен, ведь настоящее имя Хокусая - Токитаро. Дискуссии ведутся до сих пор, вернее их стараются не вести, так как истину уже практически невозможно установить. В истории искусства известно много случаев, когда большую часть, так сказать, «черной работы», делали ученики, в живописи эпохи возрождения и позже это было нормально. Почему в графике Хокусая сер. 19 века это вызывает споры - не понятно. Скорее всего, как всегда ответ прост - исходя из оставленного нам Хокусаем (только 15-20% каталогизировано!!!) творческого наследия в несколько десятков тысяч гравюр, руки искусствоведов до спорных гравюр дойдут еще очень не скоро. Нам в таких случаях остается просто смотреть и любоваться этими великолепными работами, не зависимо от того, доживем мы до их атрибуции или нет )))

Приятных покупок на antika24.ru!

Олен Шер. По материалам из сети.