ИСТОРИЯ СТЕКЛА. Ч. 1. Изготовление.

Стекло представляет собой вещество, отличающееся светопроницаемостью, блеском, светопреломляющей способностью, химической сопротивляемостью к воздействиям жидкостей, низкой электрической и тепловой проводимостью и значительной твердостью, но вместе с тем — хрупкостью, как единственным нежелательным свойством. Стекло для нас стало уже таким обычным материалом, что его свойств и сложности мы почти больше не сознаем. Если мы воспринимаем его, то только как твердую толщу. Между тем для мастера-стекольщика оно результат сложного химического и физического процесса, сообщающего его веществу такую живую форму, которая на каждое его прикосновение реагирует каждый раз по-новому. Для физика стекло представляет собой переохлажденную жидкость с высокой степенью вязкости, что придает ему характер твердой массы; оно поэтому не относится к веществам твердого агрегатного состояния. Потому же, что стекло, очень быстро застывает, нет опасности кристаллизации, которая бы нарушила его прозрачность и уменьшила его механическую твердость. Именно просвечиваемость и сильный блеск стекла делают его материалом, служащим художественным целям с единственными в своем роде свойствами, с которыми в этом отношении не сравнится ни один другой.
Характеристика и состав. Стекло получается сплавлением кварца с различными окисла-ми металлов. В нем содержатся стекловидные части (кварц, окись бора), щелочные плавни (окись натрия или калия), а также стабилизаторы (окись кальция или свинца), способствующие нерастворимости силикатов. Доля отдельных компонентов определена вековой практикой.
Различают три основных видов стекла:
Содово-известковое стекло ...........(1 Nа2О : 1 СаО : 6 SiO2)
Калийно-известковое стекло ...........(1 К2О : 1 СаО : 6 SiO2)
Калийно-свинцовое стекло ...........(1 К2О : 1 PbО : 6 SiO2)
В качестве главной составной части в стекле содержится 70—75 % двуокиси кремния (SiO2), получаемой из кварцевого песка при условии соответствующей грануляции и свободы от всяких загрязнений. Венецианцы для этого применяли чистый песок из реки. По или даже завозили его из Истрии, тогда как богемские стеклоделы получали песок из чистого кварца. Второй компонент — окись кальция (СаО) — делает стекло химически стойким и постоянным и усиливает его блеск. На стекло она идет в виде извести. Древние египтяне получали ее из щебня морских раковин, а в средние века она приготовлялась из золы деревьев или морских водорослей, так как известняк в качестве сырья для изготовления стекла был еще неизвестен. Первыми подмешивать к стеклянной массе мел, как тогда назывался известняк, стали богемские стеклоделы в XVII веке. Следующей составной частью стекла являются щелочи, вроде окиси натрия (Na2O) или окиси калия (К2О), нужные для плавки и выделки стекла. Их доля составляет примерно 16—17%. На стекло они идут в виде соды (Na2 СО3) или поташа (К2 СО3), которые при температуре легко разлагаются на окиси. Соду сначала получали выщелачиванием золы морских водорослей, а в местности, удаленной от моря, применяли содержащий калий поташ, получая его выщелачиванием золы буковых или хвойных деревьев. Содовое стекло можно с легкостью плавить, оно мягкое и потому легко поддается обработке, а кроме того, чистое и светлое.. Поташное стекло, напротив, более тугоплавкое, твердое и не такое пластичное и способное к формовке, но обладает зато сильным блеском. Оттого что раньше его получали непосредственно из золы, в которой много железа, стекло было зеленоватого цвета, и в XVI веке для его обесцвечивания начали применять перекись марганца. А так как именно лес давал сырье для изготовления этого стекла, его называли еще лесным стеклом. На килограмм поташа шла тонна древесины. Свинцовое стекло, получаемое заменой окиси кальция окисью свинца, довольно мягкое и плавкое, но весьма тяжелое. Отличается оно сильным блеском и высоким коэффициентом светопреломления, разлагая световые лучи на все цвета радуги и вызывая игру света.

Цветное стекло. Сплавленная из обычных сырых материалов стеклянная масса бесцветна, с легким желтовато-зеленым или голубовато-зеленым отливом, вызываемым различными минеральными примесями. Для того же, чтобы эту массу внутри нее самой окрасить, чаще всего применяют окислы металлов, добавляя их в шихту до или во время плавки. Железистые соединения окрашивают стекло в голубовато-зеленый и желтый до красно-бурого цвет, окись марганца — в желтый и коричневый до фиолетового, окись хрома — в травянисто-зеленый, окись урана — в желтовато-зеленый (урановое стекло), окись кобальта — в синий (кобальтовое стекло), окись никеля — в фиолетовый до серо-коричневого, окись сурьмы или сульфид натрия — в желтый (в самый же красивый желтый окрашивает, однако, коллоидное серебро), окись меди — в красный (так наз. медный рубин в отличие от золотого рубина, получаемого прибавкой коллоидного золота). Костяное стекло получается замутнением стекломассы пережженной костью, а молочное — прибавкой смеси полевого и плавикового шпата. Теми же прибавками замутив стекломассу в очень слабой степени, получим опаловое стекло.

Способы производства. Стеклу уже четыре тысячи лет, и открыли его, всего вероятней случайно, в Египте. Египетские стеклоделы плавили стекло на открытых очагах в глиняных мисках. Спекшиеся куски бросали раскаленными в воду, где они растрескивались, и эти обломки, так называемые фритты, растирали в пыль жерновами и снова плавили. Фриттование удерживалось еще долго по истечении средневековья, почему на старых гравюрах и при археологических раскопках мы всегда находим две печи — одну для предварительной плавки и другую для плавки фритт. Необходимая температура проплавления составляет 1450 °С, а рабочая температура 1100—1200 °С. Средневековая плавильная печь представляла собой низкий, топящийся дровами свод, где в глиняных горшках плави¬лось стекло. Выложенная только Из камней и глинозема, долго она не стояла, но на долго не хватало и запаса дров, и потому, когда лес кругом вырубали, гуту переводили на новое место, где леса еще было в достатке. Еще одной печью, обычно соединяемой с плавильной, была отжигательная печь, где готовое изделие нагревалось почти до точки размягчения стекла, чтобы тем компенсировать напряжение в стекле. В виде такой конструкции стеклоплавильная печь продержалась до конца XVIII века, однако недостача дров вынуждала Некоторые гуты, особенно в Англии, уже в XVII веке переходить на уголь; а так как улетучивающаяся из угля двуокись серы окрашивала стекло в желтый цвет, англичане начали плавить стекло в замкнутых, так называемых крытых горшках. Этим плавильный Процесс затруднялся и замедлялся, так что приходилось составлять шихту не такой твердой, и тем не менее однако уже в конце XVIII века преобладающей делается топка углем. Важнейший рабочий инструмент стеклодува, его выдувальная трубка, это полая металлическая палка длиной 1—1,5 м, на одну треть обшитая Деревом и снабженная на конце латунным мундштуком. Пользуясь трубкой, стеклодув набирает из печи расплавленное стекло, выдувает его в форме и формует. Для этого ему нужны еще одни инструменты, а именно металлические ножницы для отрезания стеклянной массы и прикрепления ее к трубке, длинные пинцетообразные клещи из металла для вытягивания и формования стеклянной массы, для образования тисненых украшений и т. д., сечка для отсекания всего изделия от трубки и деревянная ложка (скалка, долок — в форме коклюшки) для разравнивания на¬бранной стекломассы. Предварительно отформованное с помощью этих инструментов стекло («баночку») стеклодув вкладывает в форму из дерева или железа. Готовое изделие отшибают от трубки на вилы и несут в отжигательную печь. Остающийся от отшибания след (насадок, колпачок) приходится удалять шлифовкой. Несколько отличается рабочий метод прессования стекла. Раскаленную массу отпрыскивают захватным приспособлением от руки в форму и, пользуясь металлической (ранее деревянной) болванкой, придают стеклу под давлением нужную форму. Прессованное стекло достаточно крепкостенное и носит скорее потребительский характер, хотя известны и прессованные произведения искусства, какими прославились, например мастерские Галле и Лалика.

Формовка и отделка стекла. Выработанное на стеклоплавильном заводе изделие различными способами рафинируют или декорируют. Так выходят потом: стекло, отформованное и отделанное непосредственно на самом заводе — гутное стекло, или стекло, которое свою главную отделку проходило вне завода, — стекло расписное, глазурованное, гравированное или пунктированное алмазом, резное, шлифованное, травленое или обдутое песком. Различные техники стеклянного декора преследуют разнообразные цели. Некоторые служат одному только украшению (эмаль, иризирующее стекло), некоторые являются лишь подсобными средствами, подчиняясь другим видам техники (многослойное стекло, глазурованное стекло), некоторые сами по себе динамичны и изобразительны (гравировка алмазом, резьба, шлифование). Но поскольку все они часто служат характеристиками определенных эпох и стилей, знать их коллекционеру необходимо. Поэтому, прежде чем остановить¬ся на истории стекла, мы должны заняться его выделкой на этот раз уже несколько поподробнее.

Гутное стеклоделие. При таком, наиболее древнем способе работы выработка и отделка едины, то есть свой окончательный вид — форму, цвет и декор — стекло получает непосредственно у плавильной печи на стекло¬заводе. Результат работы зависит от ремесленного опыта, сноровки и художественного чутья самого стеклодува. Это труд одного единственного лица, мастера или подмастерья. Форма стекла образуется выдуванием и либо непосредственным отмахиванием трубки, либо вложением стеклянной массы на конце трубки в некоторую форму. Декорирование поверхности происходит также с помощью трубки благодаря тому, что на еще горячее стекло наплавляется в виде разных плоских или пластических фигур та же самая или иначе окрашенная стеклянная масса. Гутное стеклоделие уже несколько тысячелетий как является основным рабочим методом производства стекла. Своей высшей ступени оно достигает в античном римском стеклоделии и в средние века. Предоставляя множество самых разнообразных исполнительских возможностей, оно и в наше время служит наиболее адекватным и в то же время наиболее доступным выражением стеклодельного искусства. Характерным видом гутной отделки является стеклянная пряжа — наматываемые на стеклянную «баночку» в виде толстой спирали нити того же самого или иначе окрашенного стекла. Наплавление на мантию сосуда «капель», «горошинок» и «слезок» также при-надлежит к основным рабочим методам, соответствующим гутной отделке стекла. К числу самых древних техник гутного стеклоделия и вместе с тем к числу его самых крупных достижений относятся стеклянная вить (филигрань) и миллефиори («тысяча цветов»). Основанные обе на древней античной традиции, они в начале XVI столетия легли в основу славной эпохи мураненого стекла. При выработке стеклянной нити, ложно называемой филигранью, тонкие белые нити из опалового стекла составляются в определенном геометрическом порядке, образуя пустотелый цилиндр. Нутро его заполняют раскаленной «баночкой», к наружной поверхности которой нити приплавляются. Все наполнение цилиндра стеклодел вытягивает затем в длину, причем в зависимости от способа, каким он закручивает эту стеклянную массу при вытягивании, он достигает великого множества разных вариантов украшения. Нити можно, кроме того, сперва разложить на мраморной плите, по которой прокатывать затем Полое стеклянное тело, так чтобы нити к нему пристали. Сосуды же с заплавленной внутрь их массы плетенкой из белых и цветных нитей (либо стеклянной нити, либо накатанных нитей) называются «vasi a litorti». Аналогичным способом приготовляются сосуды, декорированные накладом прочесанных нитей — техника, которую мы застаем еще в применений к египетским бальзамариям. На выдутый стеклянный пузырь навивается спирально белая нить, и прочесыванием ее образуются узоры, похожие на птичьи перья или на листья папоротника. Этот декор был особенно любим в Испании. Похожим способом на стекло с нитью выполняется сетчатое, или ретичелльское стекло. Заплавленные внутрь стеклянной массы белые нити впоследствии здесь перекрещиваются. Для этого требуется два стеклянных пузыря с нитями, накрученными в противоположные стороны. Изобретена эта техника, однако, только в XVII веке в Венеции. Миллефиори являет собой один из самых эффектных видов декоративного стеклоделия. В наружную поверхность стекла заплавляются мелкие стеклянные пластиночки, изображающие пестрый-цветок в разрезе. Техника эта с названием, возникшим в эпоху Ренессанса, когда именно в Венеции она достигает своего высшего расцвета, была известна еще египтянам как техника смальты (мозаики для инкрустаций). Также весьма эффектное средство декорировки — авентурин применялся в XVII веке, и особенно в венецианском К богемском стеклоделии, в последнем прежде всего для украшения ножек бокалов и рукоятей на крышках. Золотой эффект авентурина достигается прибавкой в стеклянную массу закиси меди и окалины. Во время плавки выпадают золотисто-желтые блестящие кристаллы меди. Что же касается льдистого (льдяно-цветочного, быстроохлажденного, кракелированного или кракле) стекла, то оно вырабатывается техникой, известной с XVI века И применявшейся прежде всего в Венеции. Раскаленную стеклянную «баночку» погружают в холодную воду, отчего на поверхности образуется сеть беспорядочных трещин (кракелюр) и стекло мутнеет. Для того чтобы устранить острые края у трещин, стекло еще раз нагревают и выдувают. Последний вид гутной техники, который, однако, служит лишь подготовкой к дальнейшей обработке, это — техника многослойного, или внутринакладного стекла. Она очень притязательна, требуя и от опытного стеклодува особой сноровки. Дутое стекло окунают в одну или несколько цветных стеклянных масс, а иногда слой цветного стекла наносят и на внутреннюю поверхность сосуда. Эти слои затем прошлифовываются, протравливаются или делаются ажурными, благодаря чему создаются интересные цветные узоры. Знакомая еще древним римлянам, техника эта применялась также в европейском и китайском стеклоделии XIX века. Схожа с ней техника глазурования стеклом, при которой наружная поверхность стекла кроется прозрачным нацветом. Эту технику уже применяли средневековые стеклоделы в работе над так называемыми витражами (церковными окнами).

РОСПИСЬ. (Продолжение следует...)

Просмотров: 1266

Дата: Среда, 23 Декабря 2015

Поиск

Расширенный поиск

Новые статьи
ИСТОРИЯ СТЕКЛА. Ч. 2. Роспись и пр.
Роспись. Однако на высшей ступени развития выработка стекла существует независимо от его ...
ИСТОРИЯ СТЕКЛА. Ч. 1. Изготовление.
Стекло представляет собой вещество, отличающееся светопроницаемостью, блеском, светопреломляющей ...
Никэд, Мат. Костарев Н.Н. и Матвеев В.Н. Биографии
Никэд, Мат. Псевдоним, авторы Костарев Н.Н. и Матвеев В.Н.

Костарев Николай ...
Основные форматы японских гравюр 17-19 вв.
Основные форматы японских гравюр 17-19 вв.

Тёбан /Choban
17-18 х 25-26 см
Это ...
выставка японской графики 19 в.
В Ростове-на-Дону с 22 сентября по 10 ноября проходила выставка японской графики под патронажем ...
СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ 16-19 вв.
В XVI и XVII веках, когда люди ходили в гости к друзьям на угощение, они брали с собой свои ...
Утагава Куниёси. Художник и график 19 в. Биография.
Утагава Куниёси. родился в 1798 году в Эдо — умер 14 апреля 1861 году в Эдо (ныне Токио) — один ...
Хокусай Кацусика. Биография.
Гравюра Хокусай Кацусики «Gaifu Kaisei», также известная как «Pink Fuji», побила все мировые ...
Инкунабула
Инкунабула (от лат. incunabula — колыбель, начало) — книги, изданные в Европе от начала ...
ПЕРГАМЕНТ (кожа). Краткий обзор его применения в изготовлении книг и манускриптов.
Пергаменты античной Греции и Рима делали очень высокого качества, достаточно тонкие и светлые. ...