Роспись. Однако на высшей ступени развития выработка стекла существует независимо от его отделки, и рядом с заводами, на которых стекло плавят, вырабатывают и формуют, образуются мастерские или цехи, занятые различными видами художественной доводки стекла. К наиболее ранним видам этой вторичной отделки, в большинстве случаев происходившей вне гуты, относится роспись. Осуществляется она разными способами: холодным путем, с помощью прижигаемых красок и посредством наложения на стекло металлов (прежде всего золотой и серебряной фольги). Роспись холодным способом происходит с помощью непрозрачных масляных или лаковых красок, не закрепляемых обжигом. Своего апогея она достигает в XVI веке в Венеции, классическими же примерами служат большие блюда с портретами или картинами по произведениям современных венецианских живописцев. В этой именно технике пишутся картины на стекле. Краска наносится на задней стороне и в обратной последовательности, чем при нормальной живописи, то есть сперва кладут свет, а потом тени. В большинстве случаев техника такой росписи комбинировалась с золочением. Кроме того, а именно на сосудах с вдавленными стенками, холодным путем осуществлялась роспись по наружной поверхности, таким, же способом, как при нормальной живописи. Эти росписи, которые в ХV1 и XVII веке проводились и в Центральной Европе, были, однако, малоустойчивы. Роспись стекла эмалью. Что же касается второго, по образу действий аналогичного вида живописи по стеклу, то он осуществляется с помощью прижигаемых красок. По существу мы называем эмалью легкоплавкие стекла, которые именно при слабом огне закрепляются обжигом. Различаются кроющие эмали, поверхностные краски и транспарантные эмали. Кроющая эмаль непрозрачна и потому почти полностью скрывает стеклянный характер изделия. Поверхностные краски в основе состоят из плавня, который, прижигаясь к стеклу, остается светлым и прозрачным, сохраняя притом свой собственный цвет. Писать этими красками можно густо или же просветно, в зависимости от их разжижения и мазка кисти. Наносимые тонким слоем, они называются от этого поверхностными красками. Прижигают их в муфельной печи при температуре 450-55О°С, во время которой краска соединяется со стек¬лом. Прижигаясь, краска густеет и делается блестящей. Техника транспарантной эмали по своему характеру очень похожа на предыдущие. Краски, однако, не кроющие, а просвечивающие, которые после нанесения выглядят как просвечивающее стекло. Эта техника применялась в позднее средневековье, а именно по отношению к оконным стеклам, где она, говоря прежде всего о швейцарских окончинах XVI и XVII веков, достигла выдающегося художественного уровня. В конце XVIII века дрезденский живописец по стеклу и фарфору Самуэль Мои расписывал транспарантной эмалью цилиндрообразные сувенирные стекла. Также при помощи транспарантной эмали работали его сын Готлоб Самуэль и А. Котгассер в Вене. Техника живописи по стеклу во многом сложна, так как от прижигания краски меняются. Живопись эта древнего восточного происхождения. Зачатки европейской уходят во Францию, где известиями о витражах мы располагаем от X века. Долгое время, однако, кроме шварцлота не было других плавких стеклянных красок, которые бы можно было наносить кистью. К полому стеклу, под влиянием восточного стеклоделия, применили эту живопись венецианцы в XV веке. В XVI же Я XVII веке она становится излюбленным декором среднеевропейского гутного стекла. Традиция его продолжает жить в XVIII веке в стеклянной утвари бюргерских домов - в кубках и стаканах с сюжетными композициями рококо, а также в молочном стекле, завершаясь в первой половине XIX века народным стеклом. Шварцлот, уже в качестве специального декоративного средства для полого стекла, снова стал применять в XVII веке Иоганн Шапер в Германии, а в XVIII веке Даниель и Игнац Прейслеры в Силезии и Богемии. Отделка стекла металлом, в особенности золотом, была известна еще в античности. Золотили холодным путем, а именно наложением на стекло золотой фольги. Самые значительные из этих работ - так называемые «fondi d'oro», тo есть золоченые донца плоских мисок и чаш III-V веков, найденные в римских катакомбах первых христиан. На золотой фольге, наклеенной на донце с нижней стороны, римские стеклоделы гравировали надписи, христианские символы или религиозные сцены, закрепляя потом фольгу стеклом. В той же технике выполнены золоченые стеклянные плитки с Востока, которыми пользовались в мозаичных целях. И в теоретическом труде конца X - начала XI века его автор Терфил называет эту технику «opus musivum», откуда термин для наложения золота и стекла - мусивная техника.

Уже древним римлянам была знакома техника украшения стекла золотой фольгой, наклеен¬ной между двумя подогнанными друг к другу пойлами. Во второй половине XVII века ее пробудил к жизни стеклотехник Иоганн Кункель. Ему приписываются стаканы, специфическим образом декорированные одноцветной золотой или серебряной фольгой, а иногда к тому же глазурованные стеклом наподобие редких минералов (марморированные). С таким межстеклянным золочением наиболее процветала посуда на территории Богемии во второй половине XVIII века. В то время здесь создается - в каких местах Южной и Север¬ной Богемии, точно не известно - большое число стаканов и бокалов, украшенных либо глазурованным в красках серебром, либо - по преимуществу - гравированной золотой фольгой. Фольгу клеили на внешней стороне внутреннего пойла, которое затем помещали в несколько большее по размеру пойло и промежуток у верхнего края залепляли. Мантия богемских сосудов с межстеклянным золочением - фацетирована (шлифована в виде гра¬ней). Сюжеты украшений разнообразны и соответствуют применению этих стекол - стаканов и бокалов с крышкой - с репрезентативными целями и в качестве сувениров. Именно приметы светских и церковных сиятельных лиц, одновременно со светскими и агиографическими мотивами, прежде всего позволяют локализовать эти сосуды как такие, которые были первоначально предназначены в богемские места паломничеств и монастыри. Но преимущественно дело идет о мотивах из жизни господ в их имениях, причем на первом плане стоят сцены охоты. Геральдические и фигурные мотивы сопровождаются сложной растительной орнаментикой, и прежде всего в виде уже тогда переживших себя раннебарочных завитков. Не столько как память о первоначальных дарителях, эти стекла действо¬вали как реклама барочного искусства Богемии в области стекла. По сей день их находишь в зарубежных собраниях знатных домов и монастырей, а также в музеях, Упрощенное применение техники двойных стенок являют собой сосуды, золотая фольга которых ограничивается медальоном, наклеенным на дно вышлифованной выемки спереди сосуда. Применялась эта техника в богемском стеклоделии XVIII века, причем высшее выражение она нашла себе в конце XVIII века в так называемом мильднеровском стекле. Кроме того, некоторые стекла просто расписывались по поверхности окисью золота. Эта менее притязательная и более дешевая техника времени рококо и классицизма применялась прежде всего на заводах в области Исполиновых гор. Родом с этих же заводов и со стеклоделательной мануфактуры в Гаррахове комбинации резьбы и золочения, типичные прежде всего для стекла периода классицизма в конце XVIII века. В XIX веке народному искусству еще долго служила техника золочения и серебрения по изнаночной стороне стекла, а именно в случае изображений святых, Распятия и т. д. К отделке стекла металлическими покрытиями относятся и так называемые люстры и иризы, иначе говоря, очень тонкие металлические пленки на стекле, производящие переливчатый перламутровый блеск. Иризация осуществляется непосредственно на стеклоплавильном заводе при работе с раскаленным стеклом, тогда как люстрирование производят на холодном стекле. Одно представляет поэтому гутную технику, другое - технику росписи. Иризами служат жидкие смеси хлористого олова с нитратом бария, сообщающие стеклу перламутровый блеск. В зависимости от состава они либо бесцветны и золотисто-желты, либо розово-красны, имитируя золотой рубин. На стекло их наносят опрыскиванием. Люстры представляю! собой смолистые мыла тяжелых металлов. На стекло их наносят кистью, прижигая в муфельной печи, как эмалевые краски. Если говорить о художественных стеклах с иризирующими покрытиями, то ими мы обязаны американскому живописцу Тиффани.

Глазурованное стекло. Глазурование - это окрашивание поверхности стекла металлами, прижигаемыми в муфельной печи. Для приготовления глазурей годны только два металла: серебро, производящее желтую глазурь, и медь, дающая черную и красную глазурь (красную глазурь обжигают трижды, черную - дважды). Глазури похожи на транспарантную эмаль, однако они в результате оказываются составной частью стекла, не выступая в виде рельефа и не обнаруживая мазка кисти. Глазурованное же стекло своим тонким цвет¬ным слоем напоминает скорее накладное стекло. Глазурь затем еще травят, режут или процарапывают алмазом, не говоря о том, что ее можно спокойно расписывать. Глазурь для полого стекла ввел живописец по стеклу Фридрих Эгерман из Нови-Бора (Хайда), желтую в 1830 году, красную - в 1832.

Гравированное и пунктированное стекло. Техника гравирования, или процарапывания стекла алмазом основана на том, что гравер рисует вглубь по поверхности стекла кончиком алмаза. Вставленный в держатель алмаз ис-пользуется как карандаш. Изобретенная венецианскими стеклоделами, эта простая техника отвечала тонкости и изяществу муранского стекла, но скоро она продвинулась и в Центральную Европу, где граверные мастерские устраивались либо непосредственно на стекло¬заводах, либо в столичных центрах, таких, как Прага, Вена, Нюрнберг и т. д. Своего высшего расцвета гравированный декор достиг в XVII веке в Халле (Тироль), Нюрнберге и Антверпене. С помощью алмаза гравировались орнаментальные декоры - гротески и гербы, или им прорабатывались детали резного стекла, как это было особенно заведено в нюрнбергском стеклоделии XVII века. В XVIII веке в Голландии появляется техника пунктирования. Алмазом, вставленным в молоткоподобный инструмент, художник выбивал на стекле в меру тонкие и сильные точки различной густоты наподобие меццо-тинто. Особенно прославили технику пунктирования известные художники Гринвуд И Вольф.

Резное стекло. Точно так же как резьба по хрусталю или драгоценному камню, стеклянная резьба осуществляется двояким способом: в одном случае углубленной резьбой (intaglio) - классическая и основная техника, в другом - резьбой пластическим рельефом, достигаемым путем отбирания окружающего фона (in cameo). Иногда обе техники комбинируются. Резчик обрабатывает стекло медным колеси¬ком, укрепленным на быстро вращающейся оси, на которую подается в масле тонкий наждак. Резьба' оставляется матовой или полируется.

Первые резные изделия из стекла мы находим уже у египтян. Высокой степени совершенства, в частности в ажурной работе, достигли римляне, о чем говорят их редкостные стеклянные сосуды с двойной мантией. Внеш¬нее пойло этих сосудов сделано ажурным и посредством маленьких мостиков приплавлено к внутреннему. Знали римляне и простое резное стекло (фляга из Путеол), а также резные стеклянные пластинки (интальи), которые с помощью паст закреплялись на перстнях.

Несколько резных стаканов дошло до нас от средневековья (так наз. стекла Ядвиги). На столетия потом техника резания стекла была предана забвению, и только во второй полови¬не XVI века она была возвращена к жизни отдельными резчиками по хрусталю и драгоценному камню. К числу этих художников принадлежит в первую очередь Гаспар Леман, придворный резчик Рудольфа II, которому за его художественные и технические заслуги императором был пожалован дворянский титул вместе с исключительным правом резать стекло. Так как применялась эта новая резьба к светлому тонкостенному стеклу, действовать приходилось крайне осторожно, чтобы его не прорезать, потому-то резьба и оставалась на первых порах исключительной монополией (Леман в Праге и его ученик Г. Шванхардт в Нюрнберге). Только с изобретением в Богемии во второй половине XVII века крепкого мелового стекла перед искусством стеклянной резьбы открылась широкая дорога. Из Богемии в то время резное стекло распространяется прежде всего в направлении Силезии, где, исполняясь в большинстве случаев в технике in cameo, оно достигло своей художественной вершины, а также в различные районы Германии. Открытие мелового стекла вместе с тем поддержало развитие стеклянной резьбы в Нюрнберге, которая вначале выполнялась там учениками Гаспара Лемана на тонкостенном стекле.

Шлифованное стекло. Шлифованием стекла преследовали сначала чисто техническую цель, а именно удаляли таким образом стеклянные следы (колпачки), остающиеся от набеля выдувальной трубки. Различаются два вида шлифования: полировочная шлифовка на прямых плоскостях и круглая, с помощью которой шлифуются изогнутые поверхности (борта, донца). Осуществляется шлифование на тяжелых шлифовальных машинах (точильных колесах), вращающихся на вертикальной оси в наполненном водой деревянном ящике. Они изготовлены из железа, меди, стали, песчаника, а предназначенные для полировки - из дерева или пробки. К наиболее ранним видам шлифовки относится шлифование и полировка граней - огранка (фасетное шлифование). Более позднюю стадию, в частности период раннего барокко, представляет вышлифовка круглых и оливкообразных углублений. Введением в Англии в XVII веке свинцового стекла был вызван новый декор - отшлифовка стеклянной грани наподобие алмаза, так называемая ромбическая, а позднее, в XIX веке, брильянтовая шлифовка. Вместе с этим появляется в XVIII веке цилиндрическая шлифовка, то есть шлифование граней в виде полуцилиндрических образований. Очень часто обе шлифовки - ромбическая и цилиндрическая - комбинируются, что характерно прежде всего для стекла бидермейера.

Травленое стекло. В 1771 году шведский аптекарь и химик Шееле открыл плавиковую кислоту, которая сама травит стекло в блестящую, а ее газы в матовую поверхность. Как и при графическом травлении, стекло покрывают шихтой, главной составной частью кото¬рой служит асфальт. На этой шихте процарапывают изображение металлической иглой, и путем погружения в кислоту травят гравированное место. На многослойном стекле узор вытравляется многоцветный, исполненный либо плоским, либо углубленным травлением Самым крупным мастером в этой области был француз Галле в конце XIX века.

Стекло, матированное песком. Декор выдалбливается струей острозернистого песка, - позднейшая техника, впервые примененная в 1870 году Бенджамином Тилгманом в' Филадельфии.

Инкрустирование стекла, или заплавление паст. Это совсем особая разновидность стеклодельной техники. Внутрь еще мягкой стеклянной массы заплавляются рельефы из белой глины или бисквитного фарфора. Если нужно, чтобы они создавали впечатление золота или серебра, их покрывают слоем бесцветного или желтого стекла, и металлический блеск вызывается в таком случае прослойкой воздуха между рельефом и стенкой стеклянного изделия. Эта декоративная техника в первой поло¬вине XIX века была излюбленна во всей Европе, причем заплавлялись пасты с портретами известных деятелей. Техника зародилась в совместной работе французских керамистов и стеклоделов.

продолжение следует...