15 сент.
Статья консультанта по антикварным гравюрам интернет-магазина АНТИКА 24 (antika24.ru)
В связи с большим наплывом недорогих (около 200-1000 р.) старинных гравюр на российский рынок, увеличилось и количество вопросов посетителей нашего сайта по поводу их подлинности.
Самый частый вопрос к нам по гравюрам: «Почему так дешево? Это не подделка? Это точно Европа 18 (19) век?». Начну с общего.
Гравюры - массовое издание тех лет, конечно, ему не сравниться с современными тиражами, но все равно сотня - другая - это тираж, а значит товар не уникальный (например, как рисунок), поэтому гравюры не очень дорого ценятся везде в мире по сравнению с другими штучными произведениями искусства. Исключение составляют авторские гравюры с малым тиражом от 1 до 10 экземпляров, но они очень редко попадаются. Еще многим кажется дешево из-за того, что у них «дорогое» представление о старине в целом. Ведь у большинства людей кроме каких-то старинных бытовых предметов, ценных только для этой семьи, больше ничего нет. 75 лет выкорчевывалась вся многовековая русская культура и вместе с ней все материальные носители. За иллюстрации Доре к Библии или портрет императора могли расстрелять, в холодные военные годы топили книгами - и все это чтобы выжить… Искусственный голод и торгсины, а где-то и общая низкая культура народов тогдашнего СССР тоже поучаствовали в «выносе» культурных ценностей из семей и даже за пределы страны. Только сейчас потихоньку в опустевшее стариной постсоветское пространство возвращаются предметы нашей общей истории и гравюры в том числе.
Теперь о подделке гравюр. Есть два основных момента, на которые смотрят эксперты: бумага и сама печать.
Перейдем к бумаге, как к основе, от 19 века и вглубь.
Офортная бумага 19 века имеет свои особенности, как и бумага любой эпохи. Часто попадаются белые листы с, буквально, впаянным другим листом (более серым) практически по размеру печатного изображения. Вторая: белая с необычной ворсой, плотная и часто толстая бумага - это качественная (чаще английская) бумага с добавлением шерсти особого вида белой шотландской овцы. Добавка шерсти придает особую белизну бумаге и практически гарантирует очень долгую устойчивость к пожелтению и много др. параметров, которые в одной статье не уместить. Оба вида бумаг Вы не купите ни в одном магазине, да и простую бумагу для недорогих гравюр тоже сможете отличать от более поздних после того, как через Ваши руки (а точнее пальцы) пройдет сотня другая книг 19 века, которые просто никому не выгодно подделывать за 1-2 тысячи рублей.
Визитная карточка 17-18 веков - бумага «верже». Особая сетка на просвет (бумажную массу выливали на мелкую решетку, следы от которой и остаются затем после высыхания листов) и небольшие фрагменты дерева, тканей, другой бумаги или чего-то еще. И чем глубже в века - тем крупнее и больше по количеству таких вкраплений. Соответственно и на ощупь такая бумага более грубая и жесткая, вся из небольших комочков, и даже местами лист разной толщины. Достать чистый лист такой бумаги очень трудно и дорого, и чем старше, тем он дороже и реже встречается. Мне за 15 лет только раз встретился чистый лист 17 века где-то А4 формата, предлагали 100$. Нет смысла много писать о том, что если только лист стоит 3000 р. (да и то попробуй, найди!), + печать (рассмотрим варианты ниже, вернее, практическое их отсутствие) понятно, что себестоимость такой подделки будет очень высока, а еще жулику нужна суперприбыль, и не 10-30%, а 100-300%.
Ну а рисовую бумагу Японии и Китая 19-17 веков вообще сложно у нас найти, не говоря уже о грубой и специфичной бумаге Тибета и Индии.
С бумагой, дорогой читатель, надеюсь, Вам понятно, что не все так просто, как кажется.
Перейдем к современным способам печати: 1 - струйная печать, 2 - лазерный принтер.
1 - СТРУЙНАЯ ПЕЧАТЬ основана на технологии выстреливания микрокапли чернил с очень близкого расстояния на бумагу. Для того чтобы капля не расплывалась на бумаге, специальная принтерная бумага имеет высокую поверхностную плотность и конечно же гладкая, так как бумага проходит в десятых долях мм. от печатного сопла. При печати на дешевой бумаге наблюдаются изредка смазывания краски в местах где попадаются длинные ворсинки, не четкие края (периодическое расплывание чернил вдоль волокон в бумаге), отсутствие мелких деталей (вследствие растекания краски) и бледный не насыщенный черный цвет краски - все это будет и при печати на простой старой бумаге или на офортной бумаге 19 века любого типа. Особенно это заметно, если вооружить глаз увеличительным стеклом. При попытках отпечатать на струйнике на бумаге «верже» получатся все те же признаки, что и на бумаге 19 в., но усиленные в несколько раз. А все из-за того, что бумага эта более волокнистая (расплыв чернил будет еще больше), а из-за обилия комочков и кусков древесины царапание по печатным соплам будет повсеместное - размазанное изображение гарантированно, качество печати и детальность - нулевые!
2 - ЛАЗЕРНАЯ ПЕЧАТЬ основана на высокотемпературном запекании черного (либо цветного) полимерного порошка на бумаге. При печати на лазерном принтере на дорогой офортной бумаге 19 в. при осмотре под линзой видны обгорелые края органических вкраплений в бумагу (шерсть и др.). Под воздействием высокой температуры на любой бумаге проявляются в большом количестве неестественные пятна темно-бурого цвета, которые до того не были заметны, такие как: от жирных пальцев и пр. по цвету и фактуре отличающиеся от естественных временных рыжих пятен бумажного грибка. При попытке печатать на бумаге «верже», к вышеуказанным признакам неизбежно добавляются еще и непропечатка изображения в местах с крупными текстурными вкраплениями, приминание этих вкраплений, а также иногда присутствует небольшая «мазливость» изображения из-за невозможности печки принтера равномерно и сильно прогреть грубую бумагу при стандартных температурных и скоростных параметрах.
Рисовую тончайшую (сквозь нее даже отчетливо видно детали) бумагу, я бы сказал, больше прессованную вату, Японии и Китая 19-17 веков вообще ни засунуть ни отпечатать ни в лазерном, ни в струйном принтере, не говоря уже о грубой бумаге Тибета, Монголии и Индии.
Есть еще множество мелких деталей, которые в совокупности дают возможность отличить с очень высокой долей вероятности подделку. Например, при печати на офортном станке на бумаге остается вдавленный след от «доски», которого уж ни как принтером не сделать, только высоким давлением. Есть и другие нюансы, которые вообще описать невозможно, а только визуальный опыт и глаз художника (кем я и являюсь по образованию) помогут отличить. Например, на многоцветной литографии или хромолитографии есть такие оттенки, которые можно получить только путем оптического смешения (т.е. наложения цветов по просохшим слоям друг на друга), которые абсолютно невозможно получить методом механического смешения на струйных или лазерных принтерах (например, при перетекании друг в друга противоположных цветов, зеленый - красный и т.д.). Еще в каждой технике есть свои особенности, которые тоже невозможно подделать, например отличие вида черных краёв (при увеличении, конечно) на офорте, выполненном на меди и на стали, не говоря уже про невозможность воспроизведения на любой старинной бумаге изображения в технике «сухая игла» из-за её тончайшего штриха. Конечно же, у каждого специалиста есть еще масса других признаков, которые он накопил при общении с материалом изучения.
Вот, в общем и все, вывод: на сегодняшний день нет общедоступных печатных устройств, способных полностью заменить офортный станок. Если кто-то знает иные способы печати, которые я не рассмотрел и возможны хорошие результаты печати на старых качественных офортных видах бумаги - с удовольствием пополню свой багаж знаний, я поделился с вами своими, правда, в общих чертах, и с удовольствием послушаю других.
ОСТАЛСЯ ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ - пройти тот же путь, что и граверы тех времен: изготовление печатной доски (непосредственно сама гравировка штихелями либо травление, фрезерование, лазерная или др. технологии), наличие офортного печатного станка, старинной краски и старинной бумаги (к стати, все это будет стоить 1-2 тысячи долларов чтобы отпечатать хотя бы один лист). При этом надо быть специалистом во многих областях и уметь рисовать! Скажите мне, есть резон работать месяц, вложить тысячу баксов и потом с хитрым выражением лица продавать гравюру за 500 рублей???!!! Если кому-то охота этим заниматься с такой «прибылью», сразу идите к психиатру, там помогут с реализацией и других ваших проектов.
Надеюсь, я развеял Ваше представление о том, что подделать старинную гравюру можно очень легко.
И последнее: зачем столько прилагать усилий, когда можно спокойно зайти на сайт ANTIKA24.RU и насладиться Европейскими, Японскими гравюрами разных эпох, техник и размеров; пейзажами, архитектурой, морем, самураями и практически, всем чем пожелаете, а если не найдете - пишите, у нас большие коллекции. Приятного просмотра!
Эта статья (как и эксперименты с бумагой разных эпох) являются краткой квинтэссенцией моих исследований и как следствие написанной мною под заказ небольшой книгой-пособием для коллекционера господина К-го. Договоренность о запрете публикации и издании книги, как и ее частей, соблюдена, возможны лишь отдельные случайные совпадения фраз. Статья запрещена к полному или частичному копированию без согласования с автором или указания первоисточника: antika24.ru - АНТИКА 24.
Олен Шер (псевдоним)
В связи с большим наплывом недорогих (около 200-1000 р.) старинных гравюр на российский рынок, увеличилось и количество вопросов посетителей нашего сайта по поводу их подлинности.
Самый частый вопрос к нам по гравюрам: «Почему так дешево? Это не подделка? Это точно Европа 18 (19) век?». Начну с общего.
Гравюры - массовое издание тех лет, конечно, ему не сравниться с современными тиражами, но все равно сотня - другая - это тираж, а значит товар не уникальный (например, как рисунок), поэтому гравюры не очень дорого ценятся везде в мире по сравнению с другими штучными произведениями искусства. Исключение составляют авторские гравюры с малым тиражом от 1 до 10 экземпляров, но они очень редко попадаются. Еще многим кажется дешево из-за того, что у них «дорогое» представление о старине в целом. Ведь у большинства людей кроме каких-то старинных бытовых предметов, ценных только для этой семьи, больше ничего нет. 75 лет выкорчевывалась вся многовековая русская культура и вместе с ней все материальные носители. За иллюстрации Доре к Библии или портрет императора могли расстрелять, в холодные военные годы топили книгами - и все это чтобы выжить… Искусственный голод и торгсины, а где-то и общая низкая культура народов тогдашнего СССР тоже поучаствовали в «выносе» культурных ценностей из семей и даже за пределы страны. Только сейчас потихоньку в опустевшее стариной постсоветское пространство возвращаются предметы нашей общей истории и гравюры в том числе.
Теперь о подделке гравюр. Есть два основных момента, на которые смотрят эксперты: бумага и сама печать.
Перейдем к бумаге, как к основе, от 19 века и вглубь.
Офортная бумага 19 века имеет свои особенности, как и бумага любой эпохи. Часто попадаются белые листы с, буквально, впаянным другим листом (более серым) практически по размеру печатного изображения. Вторая: белая с необычной ворсой, плотная и часто толстая бумага - это качественная (чаще английская) бумага с добавлением шерсти особого вида белой шотландской овцы. Добавка шерсти придает особую белизну бумаге и практически гарантирует очень долгую устойчивость к пожелтению и много др. параметров, которые в одной статье не уместить. Оба вида бумаг Вы не купите ни в одном магазине, да и простую бумагу для недорогих гравюр тоже сможете отличать от более поздних после того, как через Ваши руки (а точнее пальцы) пройдет сотня другая книг 19 века, которые просто никому не выгодно подделывать за 1-2 тысячи рублей.
Визитная карточка 17-18 веков - бумага «верже». Особая сетка на просвет (бумажную массу выливали на мелкую решетку, следы от которой и остаются затем после высыхания листов) и небольшие фрагменты дерева, тканей, другой бумаги или чего-то еще. И чем глубже в века - тем крупнее и больше по количеству таких вкраплений. Соответственно и на ощупь такая бумага более грубая и жесткая, вся из небольших комочков, и даже местами лист разной толщины. Достать чистый лист такой бумаги очень трудно и дорого, и чем старше, тем он дороже и реже встречается. Мне за 15 лет только раз встретился чистый лист 17 века где-то А4 формата, предлагали 100$. Нет смысла много писать о том, что если только лист стоит 3000 р. (да и то попробуй, найди!), + печать (рассмотрим варианты ниже, вернее, практическое их отсутствие) понятно, что себестоимость такой подделки будет очень высока, а еще жулику нужна суперприбыль, и не 10-30%, а 100-300%.
Ну а рисовую бумагу Японии и Китая 19-17 веков вообще сложно у нас найти, не говоря уже о грубой и специфичной бумаге Тибета и Индии.
С бумагой, дорогой читатель, надеюсь, Вам понятно, что не все так просто, как кажется.
Перейдем к современным способам печати: 1 - струйная печать, 2 - лазерный принтер.
1 - СТРУЙНАЯ ПЕЧАТЬ основана на технологии выстреливания микрокапли чернил с очень близкого расстояния на бумагу. Для того чтобы капля не расплывалась на бумаге, специальная принтерная бумага имеет высокую поверхностную плотность и конечно же гладкая, так как бумага проходит в десятых долях мм. от печатного сопла. При печати на дешевой бумаге наблюдаются изредка смазывания краски в местах где попадаются длинные ворсинки, не четкие края (периодическое расплывание чернил вдоль волокон в бумаге), отсутствие мелких деталей (вследствие растекания краски) и бледный не насыщенный черный цвет краски - все это будет и при печати на простой старой бумаге или на офортной бумаге 19 века любого типа. Особенно это заметно, если вооружить глаз увеличительным стеклом. При попытках отпечатать на струйнике на бумаге «верже» получатся все те же признаки, что и на бумаге 19 в., но усиленные в несколько раз. А все из-за того, что бумага эта более волокнистая (расплыв чернил будет еще больше), а из-за обилия комочков и кусков древесины царапание по печатным соплам будет повсеместное - размазанное изображение гарантированно, качество печати и детальность - нулевые!
2 - ЛАЗЕРНАЯ ПЕЧАТЬ основана на высокотемпературном запекании черного (либо цветного) полимерного порошка на бумаге. При печати на лазерном принтере на дорогой офортной бумаге 19 в. при осмотре под линзой видны обгорелые края органических вкраплений в бумагу (шерсть и др.). Под воздействием высокой температуры на любой бумаге проявляются в большом количестве неестественные пятна темно-бурого цвета, которые до того не были заметны, такие как: от жирных пальцев и пр. по цвету и фактуре отличающиеся от естественных временных рыжих пятен бумажного грибка. При попытке печатать на бумаге «верже», к вышеуказанным признакам неизбежно добавляются еще и непропечатка изображения в местах с крупными текстурными вкраплениями, приминание этих вкраплений, а также иногда присутствует небольшая «мазливость» изображения из-за невозможности печки принтера равномерно и сильно прогреть грубую бумагу при стандартных температурных и скоростных параметрах.
Рисовую тончайшую (сквозь нее даже отчетливо видно детали) бумагу, я бы сказал, больше прессованную вату, Японии и Китая 19-17 веков вообще ни засунуть ни отпечатать ни в лазерном, ни в струйном принтере, не говоря уже о грубой бумаге Тибета, Монголии и Индии.
Есть еще множество мелких деталей, которые в совокупности дают возможность отличить с очень высокой долей вероятности подделку. Например, при печати на офортном станке на бумаге остается вдавленный след от «доски», которого уж ни как принтером не сделать, только высоким давлением. Есть и другие нюансы, которые вообще описать невозможно, а только визуальный опыт и глаз художника (кем я и являюсь по образованию) помогут отличить. Например, на многоцветной литографии или хромолитографии есть такие оттенки, которые можно получить только путем оптического смешения (т.е. наложения цветов по просохшим слоям друг на друга), которые абсолютно невозможно получить методом механического смешения на струйных или лазерных принтерах (например, при перетекании друг в друга противоположных цветов, зеленый - красный и т.д.). Еще в каждой технике есть свои особенности, которые тоже невозможно подделать, например отличие вида черных краёв (при увеличении, конечно) на офорте, выполненном на меди и на стали, не говоря уже про невозможность воспроизведения на любой старинной бумаге изображения в технике «сухая игла» из-за её тончайшего штриха. Конечно же, у каждого специалиста есть еще масса других признаков, которые он накопил при общении с материалом изучения.
Вот, в общем и все, вывод: на сегодняшний день нет общедоступных печатных устройств, способных полностью заменить офортный станок. Если кто-то знает иные способы печати, которые я не рассмотрел и возможны хорошие результаты печати на старых качественных офортных видах бумаги - с удовольствием пополню свой багаж знаний, я поделился с вами своими, правда, в общих чертах, и с удовольствием послушаю других.
ОСТАЛСЯ ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ - пройти тот же путь, что и граверы тех времен: изготовление печатной доски (непосредственно сама гравировка штихелями либо травление, фрезерование, лазерная или др. технологии), наличие офортного печатного станка, старинной краски и старинной бумаги (к стати, все это будет стоить 1-2 тысячи долларов чтобы отпечатать хотя бы один лист). При этом надо быть специалистом во многих областях и уметь рисовать! Скажите мне, есть резон работать месяц, вложить тысячу баксов и потом с хитрым выражением лица продавать гравюру за 500 рублей???!!! Если кому-то охота этим заниматься с такой «прибылью», сразу идите к психиатру, там помогут с реализацией и других ваших проектов.
Надеюсь, я развеял Ваше представление о том, что подделать старинную гравюру можно очень легко.
И последнее: зачем столько прилагать усилий, когда можно спокойно зайти на сайт ANTIKA24.RU и насладиться Европейскими, Японскими гравюрами разных эпох, техник и размеров; пейзажами, архитектурой, морем, самураями и практически, всем чем пожелаете, а если не найдете - пишите, у нас большие коллекции. Приятного просмотра!
Эта статья (как и эксперименты с бумагой разных эпох) являются краткой квинтэссенцией моих исследований и как следствие написанной мною под заказ небольшой книгой-пособием для коллекционера господина К-го. Договоренность о запрете публикации и издании книги, как и ее частей, соблюдена, возможны лишь отдельные случайные совпадения фраз. Статья запрещена к полному или частичному копированию без согласования с автором или указания первоисточника: antika24.ru - АНТИКА 24.
Олен Шер (псевдоним)
1 Комментарии
Добрый вечер.Вы моглиб помочь?если вам выслать две фотографии литографии на камне 19 века,один участок печати и другое фото того же участка в многократном зуме,вы сможите сказать линии и всё остальное так и должно быть?
Сставить комментарий